Ампир

Ампир, или «Стиль империи» - это исторический художественный стиль, который возник в период существования Первой Империи Наполеона Бонапарта во Франции в начале XIX века. Исходя из образа Наполеона, стиль «ампир» отличается жесткостью и холодными элементами декора. П. Верле дал этому стилю другое определение – «затвердевший стиль Людвига XVI».

Особенности стиля ампир

Ампир демонстрирует выхолаживание подлинного историко-культурного смысла классицистических форм, их духовного содержания. Хотя этот стиль и сковывал фантазию художника, ограничивал его свободу, требовал соблюдение строгого регламента в обстановке, в нем все же присутствовали нотки романтики и мягкости. Однако в интерьере на первом плане все равно оставались военные атрибуты: легионерские знаки, украшенные орлами, связки из копий, ликторских топоров и щитов.

Контрастность как основа стиля

Стиль отличается пластичностью и подвижностью объемных форм и декора. Они как бы перемещаются в пространстве, меняют взаимное расположение, наполняют и дополняют друг друга. Отличительной чертой является контраст. Рассматривая различные элементы декора можно заметить, что на чистой поверхности стены, сосуда или мебели нет ярких расписных узоров, а лишь только узкие орнаментальные пояса в строго определенных местах. Эти узоры чаще всего подчеркивают членения форм и конструктивные узлы. Орнамент наносится довольно плотно для большего противопоставления и усиливается контрастными цветами.

Цветовая гамма ампира

Для ампира присущи яркие цвета. Насыщенность красного, синего и белого цвета напоминают расцветку наполеоновского флага. В интерьере используют яркий шелк, которым затягивают большие поверхности, например, стены. Еще одним намеком на наполеоновскую принадлежность к этому стилю являются звезды из золотой или серебряной порчи на зеленом, алом, малиновом или синем фоне, которые располагаются по соседству с наполеоновскими пчелами.

Разновидности стиля ампир

Все это свидетельствует о наличие историзма и нормативности. Также прослеживаются нотки рационализма, а намного позднее можно заметить открытый эклектизм. Школы и региональные течения практически не возникали из-за присущей этому стилю регламентированности. Хотя он и не национален, но им называют только искусство Франции начала XIX века. Наполеон Бонапарт насильственным способом внедрял «стиль Империи» в завоеванных им странах. Однако, рассматривая историю, можно заметить, что только Россия – страна-победительница добровольно приняла «стиль Империи». В других же странах стиль ампир так и не прижился.

Таким образом он стал включать две разновидности: французский и русский стили. Во «Французском стиле» со временем так и остались нотки строгости и конкретизации образов. «Русский ампир» стал более мягким и пластичным, художники проявили всю свою фантазию для придания этому стилю элементов широкой русской души гостеприимности.

В России ампир разделился на два течения: провинциальное и столичное. К. России, «русский итальянец», создавший стиль петербургского ампира, внес мягкие итальянские нотки в жесткий наполеоновский стиль, что привело к возникновению нового названия – «итальянизирующий классицизм». В период царствования Николая I петербургский классицизм перешел на свою последнюю стадию и стал называться «николаевским ампиром».

Другой знаменитый архитектор В. Стасов создал «московский ампир», отличающийся большим своеобразием стилей подмосковных дворянских усадеб. Этот вид так и стали называть «московским классицизмом».